«Пассажиравтотранс»: новый цех окраски

Опубликовано: 03.09.2018

В автобусном парке №2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» запущен цех окраски, отвечающий всем современным требованиям. Проект реализован за счет собственных инвестиций предприятия, объем которых составил 82 млн руб.

текст: Сергей Жуков   /  фото: автора   /   31.01.2018

Начнем с того, что еще в советский период каждое автобусное предприятие старалось иметь полный комплекс ремонтно-восстановительного оборудования с соответствующими подразделениями. Надеяться было не на кого, вот и старались иметь и свой кузовной участок, и свой окрасочный, и не только.

Времена изменились. Если с производителями импортных автобусов взаимоотношения по обслуживанию и ремонту вышли на стадию сервисных контрактов, то с некоторыми из отечественных производителей автобусов, по большей части, работают старые схемы. Персонал автобусного парка проходит соответствующее обучение и получает право на проведение сервисных и ремонтных работ. При этом особое место отводится ремонтно-восстановительным работам по кузовам автобусов, поскольку даже не в каждом фирменном сервисе есть свой кузовной участок, а тем более окрасочная камера.

В автобусном парке №2 СПб ГУП «Пассажиравтотранс» как раз имелся свой кузовной и окрасочный участок. Правда, последний со временем перестал отвечать нормативным требованиям, в том числе по экологии. Как следствие, страдало и качество. Вот тогда-то и было принято решение о его реконструкции. Был заключен договор с проектной организацией на разработку соответствующего проекта. После объявления тендера победу одержала одна из московских фирм, которая реализовала проект в металле.

Новый окрасочный участок включает зоны подготовки кузова, окрасочно-сушильную камеру, мастерскую по приготовлению красок, а также вспомогательное отделение по нанесению логотипов и рисунка.

Так, две зоны подготовки кузовов автобусов длиной по 21 м каждая имеют общую площадь 190 м2. Они оснащены вытяжными вентиляторами для обеспечения циркуляции воздуха во время нанесения грунта и шпатлевок. Тройная система фильтрации обеспечивает 99,9 % степени очистки воздуха в период проведения подготовительных работ.

Зона подготовки кузова к покраске площадью 96 м2 с системой подогрева входного воздуха позволяет производить мелкие малярные работы непосредственно после подготовки поверхности. Это удобно, когда идет речь о ремонтно-восстановительных работах, особенно после ДТП.

Окрасочно-сушильная камера обеспечивает работу по покраске как одиночных, так и сочлененных автобусов длиной до 19 м. Длина рабочего пространства самой камеры 23 м. В оснащение камеры входят подъемники для удобства покраски верхних частей кузова автобуса, например крыши. Все оборудование и сама камера выполнены по программе импортозамещения.

Мастерская для приготовления красок.

В стадии завершения работы по мастерской для приготовления красок с электронным оборудованием для подбора и смешивания компонентов лакокрасочных покрытий.

Технология покраски простая. Для начала автобус подготавливается к покраске. На это уходит до 70 % всего времени, отведенного на окраску автобуса. Затем автобус поступает в окрасочную камеру, где покрывается алкидными эмалями в три слоя с интервалом между слоями 20–30 мин. После чего производится окончательная сушка в течение полутора часов при температуре 60 °С.

Подъемник для работы в окрасочной камере.

Созданные мощности позволят производить полную окраску не менее 200 автобусов в год. Кроме того, запуск нового окрасочного цеха позволит автоматизировать процессы покраски, повысить качество работ, обеспечив безопасные и комфортные условия труда персонала. В цехе работают 8 человек в две смены. Загрузка — 100 %.

Цех покраски автобусов обслуживает все предприятия СПб ГУП «Пассажиравтотранс». Это шесть автопарков. Расчеты производятся по взаимозачету. С вводом аналогичного участка покраски на автобусном предприятии №7, появится возможность обслуживать клиентов со стороны, тем самым внося в копилку предприятия живые деньги, которые можно будет направить на развитие.

Однако только знакомством с цехом покраски наш визит в автопарк не ограничился. В беседе с Павлом Кадакиным, главным инженерном Автобусного парка №2, выяснилось, что в парке занимаются всем комплексом работ по восстановлению автобусов: будь то устранение последствий ДТП или же капитальный ремонт кузова. Для этого имеются соответствующие подразделения и все необходимое оборудование. На предприятии даже освоен процесс замены стеклопакетов автобусов. 

На восстановление поступают автобусы, прослужившие 10–12 лет. Программой на 2018 год предусмотрено произвести 24 восстановительных ремонта. С кузова автобуса снимается обшивка, передняя и задняя маски, бамперы, а при необходимости производится и замена силовых элементов каркаса кузова. Естественно, весь интерьер уходит в утиль.

Далее на каркас навешиваются новые панели, маски и бамперы. В салоне настилается новый пол и покрытие, внутренние панели, устанавливаются новые сиденья и детали из пластмасс. В итоге из ремонта выходит практически новый автобус.

Все увиденное напомнило АРЗ в миниатюре, с той лишь разницей, что отсутствует ремонт ходовой и силового агрегата. Тем не менее такой подход имеет право на жизнь, особенно в условиях недостаточного финансирования пассажирских перевозок.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОКРАСОЧНОГО ЦЕХА

Производственная программа, автобусов в год — до 200

Время полного цикла окраски, ч:

12‑метрового автобуса — 60

15‑метрового автобуса — 70

19‑метрового автобуса — 80

Численность персонала, чел. — 8

Режим работы — в 2 смены

Расчеты — по взаимозачету

Расчет высокопрочных болтов на растяжение

Особенности расчета на прочность элементов, ослабленных отверстиями под высокопрочные болты:
При статической нагрузке, если ослабление менее 15 °/о, расчет ведется по площади брутто А, а если ослабление больше 15 %—по условной площади Лусл = 1,18 Ап.

Монтажные стыки

Монтажные стыки делают при невозможности транспортирования элементов в целом виде.
Монтажные стыки для удобства сборки устраивают универсальными: все прокатные элементы балки соединяют в одном сечении.

Проверка прочности

Проверка прочности сечения на опоре балки по касательным напряжениям:
Балочной клеткой называется система перекрестных балок, предназначенная для опирания настила при устройстве перекрытия над какой-либо площадью.
rss